Персональный сайт

Корякиной Кирияны Кирилловны

воспитателя детского сада «Ромашка», с.Графский берег,
МО «Намский улус», Республика Саха (Якутия)

Программа экономика

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Ромашка» с.Графский берег Намского улуса

Утверждено
приказ № ______ от  ______________ г.

Рабочая программа по экономическому воспитанию дошкольников
(для детей старшего и подготовительного к школе дошкольного возраста)

Составитель:
Корякина Кирияна Кирилловна,
воспитатель,
1 квалификационная категория

2021 г.


Пояснительная записка

Программа дополнительного образования “Экономическое воспитание дошкольников” разработана и предлагается для детей старшего дошкольного возраста 5–7 лет и рассчитана на два года обучения.

Программа направлена на обучение детей азам экономики, формирование у них экономических представлений и экономического сознания.

Актуальность программы обусловлена значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентацией его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы – детским садом и школой. Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, дает знания о новых профессиях и умение рассказать о них. Обогащается детский словарь, приобретаются такие качества, как чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое до конца, возникает здоровый интерес к деньгам, осознаются правила их честного зарабатывания.

Решение экономических задач должно осуществляться в единстве с трудовым и нравственным воспитанием. Более того, усвоение экономических знаний на ступени дошкольного возраста – один из путей совершенствования нравственного и трудового воспитания.

Данная программа базируется на основе авторской программы А.Д.Шатовой “Дошкольник и экономика” с использованием системы работы по экономическому воспитанию дошкольников на основе сказки, разработанной А.А.Смоленцевой.

Цели программы:

-формирование у детей доступных экономических понятий;

-воспитание с детских лет сознательного пользователя всем, что

предоставляется детям для их счастливого детства;

-воспитание уважения к тем, кто проявляет заботу о них.

Этапы реализации программы:

Программа состоит из трех связанных между собой блоков: “Труд – продукт – товар”, “Реклама”, “Деньги”.

1. Труд – продукт – товар.

  • Педагогические задачи:
  • формировать представление о содержании деятельности людей некоторых профессий;
  • учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
  • поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым;
  • стимулировать деятельность “по интересам”, проявление творчества и изобретательности.
  • 2. Реклама
  • Педагогические задачи:
  • развивать у детей интерес и положительное отношение к рекламе;
  • дать представление о рекламе, о ее назначении;
  • учить детей правильно воспринимать рекламу («Не покупай все, что рекламируется. Прежде, чем купить – подумай, нужна ли тебе эта вещь, хватит ли денег на ее приобретение”);
  • воспитывать разумные потребности.
  • 3. Деньги
  • Педагогические задачи:
  • формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости;
  • воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами;
  • дать представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей и к ним следует относиться с уважением.

Условия реализации задач:

  • программа может быть реализована при условии достаточно высокого уровня нравственно-трудового воспитания в детском саду;
  • необходимо создание соответствующей предметно-развивающей среды: пособия, литература, иллюстрации, игры и игрушки, имеющие экономическое содержание, рекламные листки;
  • внедрение программы необходимо согласовать с родителями, чтобы заручиться их поддержкой и помощью;
  • успешной реализации программы способствуют:
  • чтение художественной литературы: рассказов экономического содержания, фольклора, авторских сказок;
  • решение логических и арифметических задач, задач – шуток, проблемных ситуаций, кроссвордов, ресурсов;
  • создание зоны “экономического игрового пространства” с подборкой литературы, игр экономического содержания и другого дидактического материала.

Учебно-тематический план:

Прогнозируемые результаты.

1. Приближенность знаний к реальной действительности, начала экономического мышления.

2. Интерес к социальным явлениям, происходящим в общественной жизни.

3. Знания о новых профессиях, умение рассказывать о них.

4. Обогащенный словарный запас, связанный с областью экономики, трудовой деятельностью людей современных профессий.

5. Приобретение таких качеств как умение честно выигрывать, соревноваться, радоваться успехам товарищей, проигрывать и не бояться проигрыша.

6. Общительность, чувство собственного достоинства, ответственность, стремление доводить начатое дело до конца.

7. Здоровый интерес к деньгам, осознание правил их честного приобретения, взаимосвязи понятий “труд-деньги”, понимание факта купли-продажи.

Время проведения занятий: вторая половина дня по расписанию ДОУ.

Продолжительность практических занятий: 1 раз в неделю. Длительность занятий в старшей группе (5-6 лет) – 25 мин. (всего 32 занятий), в подготовительной группе (6-7 лет) – 30 мин. (всего 32 занятия).

Количество участников: воспитанники группы детского сада без специального отбора.

Возраст детей: программа рассчитана на работу с детьми старшего дошкольного возраста – 5-7 лет.

Формы и методы работы.

Занятия групповые. В теоретических занятиях основой для занятий является сказка. Это и предварительное ознакомление с произведением, а затем обсуждение прочитанного и использование полученных знаний в играх. Практические занятия проходят в игровой форме с использованием сюжетно-ролевых , настольно-печатных, дидактических игр.

Предметная среда

К теме “Труд-продукт-товар”

  • Пособия “Назови профессию”, “Профессии”, “Как товар приходит к человеку”.
  • Посуда, книги разного качества (сорта).
  • Демонстрационные пособия “Гжель”, “Жестово”, “Дымковская игрушка”.
  • Мелкие игрушки из киндер-сюрпризов (для магазина детских товаров).
  • Ценники.
  • Книга для детей “Профессии” Безруких М.Н., Филипповой Т.А.

К теме “Реклама”

  • Рекламные газеты “Клиент”, “Экстра-М” и др.
  • Рекламные буклеты, красочные рекламные листки, газетные объявления.
  • Буклеты с изображением разнообразных товаров и игрушек для детей

К теме “Деньги”

  • Пособия или готовые материалы к играм (или готовые игры): “Супермаркет”, “Автосалон”, “Продукты”, “Путешествия”.
  • Мелкие монеты, которые сейчас в ходу, достоинством 1 коп., 5 коп., 10 коп. (примерно по 15 штук на каждого ребенка: по 5 штук каждого достоинства).
  • “Портреты” членов семьи.
  • Круг (большой) на листе ватмана с секторами; в каждом секторе отразить в рисунках, аппликациях содержание постоянных расходов: культурные, бытовые, налоги, банк, оплата за детский сад, за обучение и др.
  • Альбом нумизмата с купюрами и монетами разных стран.
  • Кошельки, сумочки величиной с образец “денег”, которые используются для игр и занятий.
  • Книга для детей “Деньги” (А.Д.Шатова, Ювента, 2003).

Список литературы для детей и родителей.

  • Кнышова Л.В., Меньшикова О.И., Попова Т.Л. Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом. М.: Педагогика-Пресс, 1996.
  • Пословицы и поговорки о труде, о деньгах, цене, о купле-продаже товара, о бережливости, о богатстве и бедности, о лени, о жадности и зависти, о смекалке.
  • Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006.
  • Успенский Э., Агрон И. Бизнес крокодила Гены. М., 1993.

Список использованной литературы.

  • А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006.
  • Шатова А.Д. Деньги. Маленькая энциклопедия для дошкольников. М.: Ювента, 2003.
  • Шатова А.Д. Безруких М.Н., Филиппова Т.А. Профессии. Маленькая энциклопедия для дошкольников. М.: Ювента, 2001.
  • Дружные ребята/ Под ред. Р.С.Буре. М., 1977.
  • Казакова Н.В. Мы любим рекламу // Обруч. 1999. №1. С. 29-31.
  • Козлова С.А. Мой мир: приобщение ребенка к социальному миру. М., 2000.
  • Козлова С.А. Я — человек: Авторская программа. М., 1995.
  • Курак Е.А. Экономическое воспитание дошкольников. М., 2002.
  • Нравственно-трудовое воспитание дошкольников / Под ред. С.А.Козловой. М., 2002.
  • Смирнова Е.О. Психология ребенка. М., 1997.
  • Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику. Спб., 2001.
  • Смоленцева Экономическое воспитание дошкольников. М., 2005.


Содержание программы дополнительного образования

1-й год обучения

Педагогические задачи:

  • Формировать представление о содержании деятельности людей некоторых профессий
  • Учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги
  • Поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым
  • Стимулировать деятельность «по интересам», проявление творчества и изобретательности.

У каждого человека должно быть интересное дело

  • Воспитывать уважение к людям разных профессий, пробуждать интерес и желание знать о содержании их деятельности
  • Воспитание уважения к профессиям близких им людей
  • Формировать представление о необходимости и важности труда, о том, что любая профессия украшает человека
  • Знакомство с экономическими категориями: «труд», «убыток», «своевременность (сроки) работы»
  • Формирование социально-нравственных качеств: трудолюбие – лень, умение планировать дела
  • Рассказ педагога о разнообразии профессий, знакомство с понятием профессия
  • Беседа с детьми о профессиях их родителей, бабушек, дедушек
  • Знакомство детей с понятием «династия»

Сентябрь «Профессии людей»

1.Чтение стихотворения С.Михалкова «А что у вас?». Обсуждение прочитанного

2.Чтение сказки Л.Н.Толстого «Наши пряли, а ваши спали»

Игра по картинкам «Назови профессию»

Октябрь «Почему все взрослые работают»

1. Беседа

-Закрепление понятия «профессия»

-Воспитывать уважение к людям разных профессий, пробуждать интерес и желание знать о содержании их деятельности

-Воспитание уважения к профессиям близких им людей

-Расширить знания о разнообразии профессий, качестве продукции

-Развивать воображение, смекалку, сообразительность

-Знакомство с экономическими категориями: «труд», «качество», «умелость»

-Формирование социально-нравственных качеств: сообразительность, умение осознать свою вину, способность исправить ошибку

-Беседа о необходимости трудиться

-Знакомство с понятием «брак товара»

-Знакомство с профессиями, у которых результат труда не так нагляден (учитель, писатель, воспитатель, милиционер)

-Игра «Кто больше назовет профессий»

2.Чтение РНС «Царевна-лягушка». Беседа по сказке. Рисование по теме «Профессии»

-Формировать представление о значении труда как средстве зарабатывания денег, положительного отношения к тем, кто трудится

-Знакомство с экономическими категориями: «труд», «деньги»

-Воспитание социально-нравственных качеств: трудолюбие, забота о ближнем, старательность, стремление к справедливости

3.Чтение грузинской сказки «Заработанный рубль». Беседа по сказке.

4.Игровое занятие «Профессии»

  1. Закрепить знания детей о различных профессиях
  2. Расширить знания детей о новых профессиях
  3. Детям предлагается серия игр: «Угадай, о ком я говорю!» (педагог описывает профессию, не называя ее, а дети отгадывают название); «Подбери то, что тебе нужно для работы» (команда получает набор карточек с изображение предметов, необходимых человеку определенной профессии. Задача детей — угадать профессию).

Ноябрь

1. «Когда продукт труда превращается в товар»

-Знакомство детей с понятием «товар», с операциями купли-продажи

-Знакомство с экономическими категориями: купля-продажа, обмен, торговля, прибыль

-Воспитание уважения к результатам труда людей, бережного отношения ко всему, что дается детям для игр и забав

-Формирование понимания того, что доброе отношение к окружающим людям вызывает ответную доброту и благодарность

-Экскурсия по группе, называем находящиеся в ней вещи – товары если бы это был магазин

-Обсудить процесс изготовления товара (посуды, бумаги, книг и т.п.)

Вспоминаем пословицы и поговорки о труде и результатах труда

2. «Когда продукт труда превращается в товар» (продолжение)

-Знакомство детей с понятием «товар», с операциями купли-продажи

-Воспитание уважения к результатам труда людей, бережного отношения ко всему, что дается детям для игр и забав

-Формирование понимания того, что доброе отношение к окружающим людям вызывает ответную доброту и благодарность

-Презентация «Как пришли к нам игрушки»

3.Чтение сказки С.Т.Аксакова «Аленький цветочек», обсуждение прочитанного

4. «Ценность и украшение товара – его качество»

-Формирование понимания, что каждый товар имеет свою цену

-Формирование понимания зависимости между качеством товара и его ценой

-Знакомство с экономическими категориями: качество, цена, продажа, ярмарка

-Воспитание уважительного отношения к результатам добросовестного труда, отрицательного отношения к лени

-Рассказ педагога о том, что товары бывают разного качества (демонстрация посуды разного качества)

-Беседа с детьми о применении посуды разного качества в разных жизненных ситуациях

-Чтение стихотворения К.И.Чуковского «Федорино горе» (Почему же вся посуда сбежала от Федоры?)

Декабрь

1.В гостях у сказки

Формирование понимания зависимости между качеством товара и его ценой

Знакомство с экономическими категориями: качество, цена, продажа, ярмарка

Воспитание уважительного отношения к результатам добросовестного труда, отрицательного отношения к лени

Чтение истории 16 «Как Миша задумал ярмарку устроить» из книги Т.Поповой и др. «Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом»

Сюжетно-ролевая игра « Ярмарка»

2. «Менеджер – интересная профессия»

-Знакомство с профессией менеджера, с содержанием работы менеджера

-Воспитание интереса к данной профессии, желание узнать о ней как можно больше, уважение к людям труда

-Рассказ воспитателя о профессии «менеджер», беседа с детьми, ответы на вопросы детей

4.Игровое занятие

-Уточнить использование данных продуктов

-Подчеркнуть, что для выполнения различных работ необходимы определенные знания и умения

-Закрепить знания детей о предметах труда людей разных профессий

-Игра «Где пригодится» (соединить линиями кушанья и растения, из которых они готовятся), «Кто что производит» (соединить стрелочкой, кто что производит), «кому что нужно» (разложить карточки в соответствии с профессией человека)

Январь

1.«Сколько заработал – столько купил»

-Учить детей делать покупку с учетом заработанных денег, умению

-Соотносить свои желания и возможности в условиях игровой ситуации

развитие творчества

-Активизация усидчивости, старательности, аккуратности, желания достигать качественного результата

-Художественная деятельность: рисование, аппликация на тему «Гжель», «Жестово», «Дымковская игрушка»

2. «Купля-продажа своего товара с участием гостей» (работники детского сада)

3.Путешествие в импровизированный магазин детских товаров за покупками

  • Обсуждение покупок

4.Игровое занятие

-Познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями

-Научить определять разницу между «хочу» и «надо»

-Игра «Хочу и надо» — определить к какому понятию «хочу» или «надо», — относится изображенный на картонке предмет и приклеить картинку на соответствующее панно

Февраль

Педагогические задачи:

  • Развивать у детей интерес и положительное отношение к рекламе
  • Дать представление о рекламе, о ее назначении
  • Учить детей правильно воспринимать рекламу («Не покупай все, что рекламируется. Прежде, чем купить – подумай, нужна ли тебе эта вещь, хватит ли денег на ее приобретение»)
  • Воспитывать разумные потребности.

1.«Что такое реклама» (блок из 4 занятий)

-дать знания о рекламе как средстве сообщения информации о товарах, продуктах, всего, что нужно людям для их повседневной жизни; о их месте продажи

— интерес к рекламе, рекламной деятельности

-расширить представления о рекламе как информации, содержащей привлекательное сообщение для покупателей

-экономические категории: реклама, привлекательность

-рассматривание рекламных газет, их ярких иллюстраций

-чтение детям рекламных текстов, рассказ воспитателя об особенностях содержания этих текстов (положительная оценка достоинств товара, призыв приобрести товар, адрес, где его можно купить)

-чтение отрывка из книги Э.Успенского «Бизнес крокодила Гены» о рекламе

2.

-рассматривание нового вида рекламы – рекламных буклетов, красочных

 рекламных листков, заранее заготовленных воспитателем

-рассказ детей о запомнившейся рекламе, где узнали о ней

-вспоминаем, с каким видом рекламы познакомились на предыдущем занятии

3.Чтение РНС «Лиса и козел», обсуждение сказки, ответы детей на вопросы воспитателя, выделение социально-нравственных качеств – хитрость, доверчивость

4.Закрепление понятия «реклама»

-рассказ детей о видах рекламы

-подбор материала к теме из книги Э.Успенского «Бизнес крокодила Гены»

Март

1.Реклама в сказках

-Уточнить представление о назначении рекламы

-Развивать понимание зависимости между спросом на товар и его ценой

-Развивать способность критически оценивать рекламу

экономические категории: реклама, выгода

-Формировать отрицательное отношение к глупости, обману, излишней доверчивости

-Чтение истории «Как Сорока Мишин товар хвалила» из книги Т.Поповой и др. «Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом»

2.Чтение сказок братьев Гримм «Три счастливца» и Г.-Х.Андерсен «Новое платье короля». Обсуждение прочитанного, ответы детей на вопросы воспитателя.

3.«Кто делает рекламу?»

-Закрепление понятия «реклама»

-Знакомство с понятием «рекламоизготовители», с профессиями людей, изготавливающих рекламу; «рекламное агентство»

-Воспитание осознанного отношения к явлению рекламы, интереса к профессиям рекламной деятельности

-Экономические категории: реклама, покупатели, продавцы, товар

-Рассказ педагога, показ разных средств изготовления рекламы

-Чтение стихотворения С.Михалкова «Как старик корову продавал», ответы детей на вопросы о прочитанном

-Рассматривание детьми рекламных листков и буклетов

  1. «Распространители рекламы»

-Воспитание эстетического отношения к месту своего проживания: подъезду, дому, двору, улице, городу

-Осознание смысла соблюдения чистоты и порядка

-Беседа с детьми о том, как выглядит их подъезд, наклеена ли реклама на стенах и дверях подъезда. дать правильную оценку недопустимой деятельности рекламораспространителей

-Задание детям: принести в детский сад рекламные листки из почтового ящика. Беседа с детьми по содержанию принесенных ими рекламных листков.

Апрель

1.«Сказочный рекламный агент»

-Сформировать представление о профессии рекламного агента

-Экономические категории: реклама, рекламный агент, расчет

-Формировать положительное отношение к смекалке, расчетливости

-Чтение и беседа с детьми по сказке Ш.Перро «Кот в сапогах»

2.Работа с рекламными буклетами (детского содержания)

-Знакомство с понятием «Реклама товаров для детей»

-Формируем представление о целесообразности покупки

-Экономические категории: рекламодатель, реклама, выгода

-Беседа с детьми, рассматривание содержания рекламных листков и буклетов

-Чтение неоконченного рассказа «Пришла Маша в магазин игрушек…», придумывание конца рассказа

3.«Если бы у меня было собственное дело»

-Уточнение смысла предназначения рекламы

-Развитие творческого воображения у детей

-Беседа с детьми: Что такое «собственное дело» (хозяин, руководитель фирмы, директор предприятия)

-Пробуем придумать рекламу своего предприятия

-Здание на дом придумать рекламу вместе с родителями

4.« Играем в рекламу»

-Продолжаем знакомить детей с новым социальным явлением – реклама

-Закрепляем знания о том, что реклама бывает разной: печатная, телевизионная, уличная и т.д.

-Учить детей составлять рекламу самостоятельно, в виде рисунков, стихов и т.д.

-Чтение стихотворения Э.Успенского «Реклама»

-Рассматривание реклам, выполненных детьми с родителями. Показ и «зачитывание» своей рекламы детьми

Май

1. «Играем в рекламу» (продолжение предыдущего занятия)

-Развитие воображения, творчества детей

-Чтение стихотворения А.Беспаловой «Реклама»

-Дети придумывают рекламу, используя разные ее средства изображения (устная, в стихах, в прозе, рисуют и т.д.)

2. Игровое занятие «Прогулка по сказочному городу»

-Формировать у детей положительное отношение к доступной, красивой и понятной рекламе

-Выявить, как обогатились знания детей, выявить результат проведенной работы

-Путешествие ребят по «сказочному городу», разгадывание символики – рекламы сказочных домиков, ответы детей на вопросы педагога

Прогнозируемые результаты.

В конце I года обучения дети должны:

По блоку «труд-продукт-товар»

  • овладеть первоначальными представлениями:

— о профессиях людей (традиционных, новых профессиях)

— о цене

  • дифференцированными представлениями:

— об основных личностных качествах, позволяющих ценить результаты труда людей

  • обобщенными представлениями:

— о труде как основном виде деятельности людей, источнике их существования

— о продуктах труда людей разных профессий

— об элементарных связях между результатом труда и его стоимостью

— о связи между понятиями «продукт» — «товар» — «качество» — «цена»

  • элементарными умениями:

— проявляет бережливость, аккуратность, начала рационального поведения

— испытывает чувство неловкости, вины за поломку вещей, предметов и стремится устранить свою оплошность

Проявляет сопереживание, сочувствие, содействие в ситуациях непредвиденной поломки вещей сверстниками

— оказывает помощь взрослым в повседневных бытовых делах

  • осуждать:

— аморальное поведение: обман, жадность, утаивание игрушек, лень и др.

По блоку «реклама»

  • о владеть дифференцированными представлениями:

— о рекламе

— о ее предназначении

— о том, как ее воспринимать и относиться к ней

  • обобщенными представлениями (понятиями):

— о потребностях человека и его возможностях

  • элементарными умениями:

— чувствует и элементарно осознает границы материальных возможностей своей семьи

  • проявлять интерес:

— к социо-культурным аспектам экономики

2-й год обучения

Педагогические задачи:

  • Формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости
  • Воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами
  • Дать представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей и к ним следует относиться с уважением.

Сентябрь

1.Знакомство детей с понятием «деньги»

  • знакомство с экономическими категориями: обмен, убытки, выгода, деньги, бартер
  • рассказ педагога о том, как появились деньги, что такое деньги, о заменителях денег
  • чтение сказки «Бобовое зернышко», понятие «обмен товарами»

2.« В гостях у сказки»

  • помочь понять суть натурального обмена (бартера)
  • уточнить знания об операции взаимообмена товарами
  • развивать умение рассуждать о выгодных и невыгодных сделках
  • формировать отрицательное отношение к обману, излишней доверчивости
  • чтение РНС «Лисичка со скалочкой», «Мена»
  • диалог с детьми о прочитанном

3.«Какие бывают деньги»

  • дать понятие о деньгах как о средстве купли-продажи
  • знакомство с экономическими категориями: деньги, монеты, купюры, достоинство денег
  • воспитываем интерес к деньгам как к культурно-историческому явлению
  • рассказ педагога о деньгах, как о культурно-историческом явлении и средстве купли-продажи, демонстрация внешнего вида денег, понятия «купюры», «монеты», покупательная способность денег в зависимости от их достоинства

4.«Какие бывают деньги» (продолжение)

  • рассматривание с детьми изображения современных денег
  • рассуждения детей о том, почему монеты разного размера, а купюры разного цвета; что означают цифры, изображенные на деньгах
  • рассказ педагога о том, где изготавливаются деньги
  • выполнение детьми заданий в рабочих тетрадях

 Октябрь

1.Понятие «деньги»

  • закрепление понятий «монеты», «купюры», «деньги»
  • знакомство с новыми понятиями «дорогой», «дешевый»
  • рассказ педагога
  • диалог с детьми с использованием игр «Дороже-дешевле», «Оцените товар», «Сколько стоит?»

2.Игровое занятие «Денежные знаки»

  • знакомство с денежными знаками в процессе игры
  • продемонстрировать ребенку, что деньги служат средством обмена предметами (товарами) между людьми
  • занятие проходит в виде игр по подгруппам. Игры: «Знакомство с денежными знаками», «Обмен»

3.«Деньги счет любят»

  • расширить представление о деньгах, их ценности
  • развивать способность разумно расходовать деньги
  • экономические категории: затраты, прибыль
  • чтение истории 8 «Как Миша понял, что деньги счет любят» из книги «Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом»
  • беседа с детьми по сказке, ответы детей на вопросы педагога

4.«В гостях у сказки»

  • расширить представление о деньгах, их ценности
  • развивать способность разумно расходовать деньги
  • экономические категории: деньги, расход
  • воспитание экономности, бережливости
  • чтение сказки Г.-Х.Андерсена «Огниво»
  • беседа с детьми по сказке, ответы детей на вопросы педагога

Ноябрь

1.О том, как правильно деньгами распоряжаться

  • развивать способность разумно расходовать деньги
  • расширить представление о деньгах, их ценности
  • экономические категории: прибыль, потребление, накопление
  • воспитание экономности, бережливости
  • чтение истории 9 «Как Миша учился деньги делить» из книги «Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом»
  • беседа с детьми по сказке, ответы детей на вопросы педагога
  • выполнение детьми практических заданий по теме.

2.«Чем лучше качество, тем дороже вещь»

  • закрепление понятий «дорогой», «дешевый»
  • помочь понять связь цены и качества товара
  • экономические категории: цена, качество товара, сорт товара, брак
  • воспитание уважения к труду людей
  • демонстрация детям товаров одного вида, но разного качества, сравнение товаров, диалог с детьми
  • игра «Экскурсия по группе», разговор о необходимости вещей разного сорта и разной стоимости

3.«В гостях у сказки»

  • формировать понимание зависимости между качеством товара и его ценой
  • развивать у детей смекалку, сообразительность
  • знакомство с экономическими категориями: качество, цена, продажа, деньги
  • чтение РНС «Вкусный хлеб», «По копейке блестка»
  • диалог с детьми о прочитанном, ответы на вопросы

4.« Откуда у людей берутся деньги»

  • формирование представления о значении труда, как средстве заработка денег
  • воспитание положительного отношения к тем, кто добросовестно трудится
  • воспитание трудолюбия, старательности, стремления к справедливости
  • экономические категории: зарплата, профессия, труд
  • рассказ педагога о том, что все взрослые работают и получают зарплату, о необходимости иметь профессию
  • чтение грузинской сказки «Заработанный рубль», ответы детей на вопросы по сказке

Декабрь

1.Практическое занятие

  • закрепление понятия необходимости труда как средстве зарабатывания денег
  • воспитание положительного отношения к тем, кто добросовестно трудится
  • воспитание трудолюбия, старательности, стремления к справедливости
  • диалог с детьми о разнообразии профессий, о том, как люди зарабатывают деньги в городе, в деревне

2.«Бюджет семьи»

  • знакомство дошкольников с понятием «бюджет семьи»
  • знакомство с экономическими категории: бюджет, зарплата, пенсия, стипендия, детское пособие
  • рассказ педагога с использованием пособий
  • игра «Если бы я был(а) папой, мамой»

3.«В гостях у сказки»

  • формировать представление о том, что деньги, потраченные разумно, могут стать источником дохода, прибылью
  • воспитывать бережное отношение к деньгам, уважительное отношение к родителям
  • чтение китайской сказки «Новогодний подарок»
  • диалог с детьми о прочитанном, ответы на вопросы

4.«Что такое налоги и почему их надо платить»

  • знакомство с экономическими категориями: налог
  • формируем понятие истинного богатства человека
  • чтение истории 13 «Почему Миша платит налоги» из книги «Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом»
  • беседа с детьми по сказке, ответы детей на вопросы педагога

Январь

1.Практическое занятие по теме «Бюджет»

  • закрепляем понятие «бюджет семьи» через практическую деятельность
  • понимание связи между величиной бюджета и богатством семьи
  • рассуждения детей, ответы на вопросы

2.«Бюджет моей семьи» (закрепление понятия)

  • закрепление понятий «бюджет семьи», «богатые-бедные», «династия»
  • понимание связи между величиной бюджета и богатством семьи
  • воспитывать бережное отношение к деньгам, уважительное отношение к родителям
  • занятие проходит в виде активного диалога между педагогом и детьми, закрепляем понятия, беседуем, отвечаем на появившиеся вопросы

3.Игра-занятие: «Бюджет семьи, доход, расход»

  • закрепить составляющие семейного бюджета: пенсия, зарплата, стипендия
  • углубить представления детей о доходе, его динамике
  • дать представление о сущности расходов, показать их многообразие
  • воспитывать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги
  • уточнение имеющихся у детей знаний о том, из чего складывается бюджет семьи
  • игра «Семейный бюджет»

4.«В гостях у сказки»

  • формировать представление о рациональной трате денег при совершении покупок
  • развивать умение рассчитывать, предвидеть выгоду
  • воспитывать чувство сострадания к героям сказок, терпящим бедствия
  • чтение сказки К.И.Чуковского «Муха-Цокотуха»
  • диалог с детьми о прочитанном, ответы на вопросы

Февраль

1.«Меценаты. Благотворительная деятельность»

  • знакомим детей с формами благотворительности
  • воспитываем уважительное отношение к меценатам, спонсорам
  • формируем понятие истинного богатства человека
  • знакомство с экономическими категориями: богатство, благотворительность, щедрость, меценатство
  • рассказ воспитателя об известных русских меценатах, о спонсорах, которые в наше время помогают бедным и нуждающимся: сиротам, талантливым, но бедным детям, детским садам и школам.
  • Диалог с детьми по рассказанному, ответы на вопросы

2.«Благотворительность приносит не только добро, но и выгоду»

  • знакомим детей с формами благотворительности
  • воспитываем уважительное отношение к меценатам, спонсорам
  • формируем понятие истинного богатства человека
  • знакомство с экономическими категориями: спонсор, благотворительность
  • чтение истории 15 «Праздник в Мишином магазине» из книги «Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом»
  • беседа с детьми по сказке, ответы детей на вопросы педагога
  • выполнение детьми практических заданий по теме.

3.Благотворительность. Практическое занятие

  • воспитываем уважительное отношение к меценатам, спонсорам
  • формируем понятие истинного богатства человека

1

4.«В гостях у сказки»

  • формируем представление о разнообразии денежных знаков в определенной стране, понимание ценности денежных знаков в определенной стране
  • знакомим с экономическими категориями: монета настоящая (фальшивая), деньги, валюта, достоинство монеты
  • формирование социально-нравственного качества – стремление к справедливости
  • Чтение сказки Г.-Х.Андерсена «Серебряная монетка»
  • диалог с детьми о прочитанном, ответы на вопросы

Март

1.Игровое занятие

научить подбирать монеты разного достоинства, в сумме составляющих цену подарка

  • дать понятие о накоплении денежных средств
  • воспитывать бережное отношение к деньгам
  • игра «Купи другу подарок» (выбрать подарок, определить стоимость и выбрать соответствующие монеты. Покупает тот, кто заплатит за товар соответствующую цену); игра «Копилка» (выбрать монеты разного достоинства, чтобы они в сумме составляли: для первой копилки – 5 рублей, для второй — 10).

2. Музей денег

  • закрепить знания о возникновении металлических денег, о валютах разных стран (презентация)
  • воспитывать интерес к истории других стран через культурное понятие «деньги»
  • стимулировать активность детей
  • обсуждение – что такое музей, для чего он нужен, что в нем хранится
  • рассматривание детьми выставки вместе с педагогом
  • беседа, активный диалог о деньгах, используемых в нашей стране и в других странах
  • игра «Назови какую-нибудь валюту»

3.Игровое занятие «Покупаем подарок бабушке — сказочнице»

  • закрепить знание детей о товаре и стоимости
  • закрепить навыки счета и знаний цифр
  • воспитывать уважение к чужому труду
  • дети «едут» в гости к бабушке – сказочнице, предварительно идут в «магазин» и выбирают подарок, покупают его.

4. Занятие «Где? Что? Почем?»

  • в игровой занимательной форме закрепить у детей экономические знания: деньги, товар, покупатель, продавать, стоимость, знание о магазинах и их назначении
  • воспитывать у детей интерес к экономике, такие качества как экономность, рациональность
  • играют две команды, отвечают на вопросы и зарабатывают деньги, затем обе команды идут в «магазин игрушек», где на заработанные деньги дети «покупают» понравившиеся игрушки

Апрель

1.Комплексное занятие «По одежке – протягивай ножки»

  • Закрепление полученных знаний в различных видах деятельности
  • Научить соотносить стоимость покупки с заработанными деньгами (желаемое и возможное)
  • Воспитывать у детей желание качественно выполнять работу
  • Закрепить понятия: покупка, распродажа, дорого, дешево
  • Рассказ педагога о том, кто такие купцы, почему их так называют
  • Творческая деятельность детей (рисование изделий наподобие изделий гжельских мастеров, чтобы продать их купцам)

2.Продажа «купцам» своих изделий (купцы – воспитатели, сотрудники детского сада). Детям дается установка на то, что с купцами можно торговаться, если им кажется, что цена изделия занижена. Дети получают «деньги», складывают их в свой кошелек

3.Игровое занятие

В импровизированном магазине игрушек дети покупают понравившуюся игрушку. Задача ребенка – соотнести стоимость игрушки с заработанными деньгами (желаемое и возможное)

4.Практическое занятие

Создание игровых ситуаций для решения задач морального плана: купить вскладчину игрушку для детей всей группы; купить подарок няне на день рождения


Прогнозируемые результаты.

В конце II года обучения дети должны:

  • овладеть первоначальными представлениями:

— о бюджете

— о доходах

— о расходах

  • дифференцированными представлениями:

— о деньгах

— о процессе их зарабатывания

  • обобщенными представлениями:

— о потребностях человека и его возможностях

— о закономерности влияния материальных возможностей на благополучие семьи

  • элементарными умениями:

— чувствует и элементарно осознает границы материальных возможностей своей семьи

— руководствуется общественно-значимыми мотивами расходования денег (например, накопленных в копилке), желанием доставить радость близким людям (родным, друзьям)

— обращается с вопросом к родителям, хватит ли у них денег приобрести желаемое

— спокойно воспринимает ситуации отказа от требуемой или желанной вещи (не кричит, не плачет и т.п.)

  • проявлять интерес:

— к социокультурным аспектам экономики (деньги, реклама, богатые, бедные, благотворительность, щедрость и др.)

  • осуждать:

— аморальное поведение: воровство, обман, жадность и др.

  • Выражать:

— эмоциональную удовлетворенность благополучием (материальным) своей семьи.

Комментарий читателей статьи "Программа экономика"

  • Есть чем поделиться? Пишите в комментариях

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *