Программа экономика
- 29/10/2022
- 104
- нет
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Ромашка» с.Графский берег Намского улуса
Утверждено
приказ № ______ от ______________ г.
Рабочая программа по экономическому воспитанию дошкольников
(для детей старшего и подготовительного к школе дошкольного возраста)
Составитель:
Корякина Кирияна Кирилловна,
воспитатель,
1 квалификационная категория
2021 г.
Пояснительная записка
Программа дополнительного образования “Экономическое воспитание дошкольников” разработана и предлагается для детей старшего дошкольного возраста 5–7 лет и рассчитана на два года обучения.
Программа направлена на обучение детей азам экономики, формирование у них экономических представлений и экономического сознания.
Актуальность программы обусловлена значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентацией его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы – детским садом и школой. Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, дает знания о новых профессиях и умение рассказать о них. Обогащается детский словарь, приобретаются такие качества, как чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое до конца, возникает здоровый интерес к деньгам, осознаются правила их честного зарабатывания.
Решение экономических задач должно осуществляться в единстве с трудовым и нравственным воспитанием. Более того, усвоение экономических знаний на ступени дошкольного возраста – один из путей совершенствования нравственного и трудового воспитания.
Данная программа базируется на основе авторской программы А.Д.Шатовой “Дошкольник и экономика” с использованием системы работы по экономическому воспитанию дошкольников на основе сказки, разработанной А.А.Смоленцевой.
Цели программы:
-формирование у детей доступных экономических понятий;
-воспитание с детских лет сознательного пользователя всем, что
предоставляется детям для их счастливого детства;
-воспитание уважения к тем, кто проявляет заботу о них.
Этапы реализации программы:
Программа состоит из трех связанных между собой блоков: “Труд – продукт – товар”, “Реклама”, “Деньги”.
1. Труд – продукт – товар.
- Педагогические задачи:
- формировать представление о содержании деятельности людей некоторых профессий;
- учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
- поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым;
- стимулировать деятельность “по интересам”, проявление творчества и изобретательности.
- 2. Реклама
- Педагогические задачи:
- развивать у детей интерес и положительное отношение к рекламе;
- дать представление о рекламе, о ее назначении;
- учить детей правильно воспринимать рекламу («Не покупай все, что рекламируется. Прежде, чем купить – подумай, нужна ли тебе эта вещь, хватит ли денег на ее приобретение”);
- воспитывать разумные потребности.
- 3. Деньги
- Педагогические задачи:
- формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости;
- воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами;
- дать представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей и к ним следует относиться с уважением.
Условия реализации задач:
- программа может быть реализована при условии достаточно высокого уровня нравственно-трудового воспитания в детском саду;
- необходимо создание соответствующей предметно-развивающей среды: пособия, литература, иллюстрации, игры и игрушки, имеющие экономическое содержание, рекламные листки;
- внедрение программы необходимо согласовать с родителями, чтобы заручиться их поддержкой и помощью;
- успешной реализации программы способствуют:
- чтение художественной литературы: рассказов экономического содержания, фольклора, авторских сказок;
- решение логических и арифметических задач, задач – шуток, проблемных ситуаций, кроссвордов, ресурсов;
- создание зоны “экономического игрового пространства” с подборкой литературы, игр экономического содержания и другого дидактического материала.
Учебно-тематический план:
Прогнозируемые результаты.
1. Приближенность знаний к реальной действительности, начала экономического мышления.
2. Интерес к социальным явлениям, происходящим в общественной жизни.
3. Знания о новых профессиях, умение рассказывать о них.
4. Обогащенный словарный запас, связанный с областью экономики, трудовой деятельностью людей современных профессий.
5. Приобретение таких качеств как умение честно выигрывать, соревноваться, радоваться успехам товарищей, проигрывать и не бояться проигрыша.
6. Общительность, чувство собственного достоинства, ответственность, стремление доводить начатое дело до конца.
7. Здоровый интерес к деньгам, осознание правил их честного приобретения, взаимосвязи понятий “труд-деньги”, понимание факта купли-продажи.
Время проведения занятий: вторая половина дня по расписанию ДОУ.
Продолжительность практических занятий: 1 раз в неделю. Длительность занятий в старшей группе (5-6 лет) – 25 мин. (всего 32 занятий), в подготовительной группе (6-7 лет) – 30 мин. (всего 32 занятия).
Количество участников: воспитанники группы детского сада без специального отбора.
Возраст детей: программа рассчитана на работу с детьми старшего дошкольного возраста – 5-7 лет.
Формы и методы работы.
Занятия групповые. В теоретических занятиях основой для занятий является сказка. Это и предварительное ознакомление с произведением, а затем обсуждение прочитанного и использование полученных знаний в играх. Практические занятия проходят в игровой форме с использованием сюжетно-ролевых , настольно-печатных, дидактических игр.
Предметная среда
К теме “Труд-продукт-товар”
- Пособия “Назови профессию”, “Профессии”, “Как товар приходит к человеку”.
- Посуда, книги разного качества (сорта).
- Демонстрационные пособия “Гжель”, “Жестово”, “Дымковская игрушка”.
- Мелкие игрушки из киндер-сюрпризов (для магазина детских товаров).
- Ценники.
- Книга для детей “Профессии” Безруких М.Н., Филипповой Т.А.
К теме “Реклама”
- Рекламные газеты “Клиент”, “Экстра-М” и др.
- Рекламные буклеты, красочные рекламные листки, газетные объявления.
- Буклеты с изображением разнообразных товаров и игрушек для детей
К теме “Деньги”
- Пособия или готовые материалы к играм (или готовые игры): “Супермаркет”, “Автосалон”, “Продукты”, “Путешествия”.
- Мелкие монеты, которые сейчас в ходу, достоинством 1 коп., 5 коп., 10 коп. (примерно по 15 штук на каждого ребенка: по 5 штук каждого достоинства).
- “Портреты” членов семьи.
- Круг (большой) на листе ватмана с секторами; в каждом секторе отразить в рисунках, аппликациях содержание постоянных расходов: культурные, бытовые, налоги, банк, оплата за детский сад, за обучение и др.
- Альбом нумизмата с купюрами и монетами разных стран.
- Кошельки, сумочки величиной с образец “денег”, которые используются для игр и занятий.
- Книга для детей “Деньги” (А.Д.Шатова, Ювента, 2003).
Список литературы для детей и родителей.
- Кнышова Л.В., Меньшикова О.И., Попова Т.Л. Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом. М.: Педагогика-Пресс, 1996.
- Пословицы и поговорки о труде, о деньгах, цене, о купле-продаже товара, о бережливости, о богатстве и бедности, о лени, о жадности и зависти, о смекалке.
- Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006.
- Успенский Э., Агрон И. Бизнес крокодила Гены. М., 1993.
Список использованной литературы.
- А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006.
- Шатова А.Д. Деньги. Маленькая энциклопедия для дошкольников. М.: Ювента, 2003.
- Шатова А.Д. Безруких М.Н., Филиппова Т.А. Профессии. Маленькая энциклопедия для дошкольников. М.: Ювента, 2001.
- Дружные ребята/ Под ред. Р.С.Буре. М., 1977.
- Казакова Н.В. Мы любим рекламу // Обруч. 1999. №1. С. 29-31.
- Козлова С.А. Мой мир: приобщение ребенка к социальному миру. М., 2000.
- Козлова С.А. Я — человек: Авторская программа. М., 1995.
- Курак Е.А. Экономическое воспитание дошкольников. М., 2002.
- Нравственно-трудовое воспитание дошкольников / Под ред. С.А.Козловой. М., 2002.
- Смирнова Е.О. Психология ребенка. М., 1997.
- Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику. Спб., 2001.
- Смоленцева Экономическое воспитание дошкольников. М., 2005.
Содержание программы дополнительного образования
1-й год обучения
Педагогические задачи:
- Формировать представление о содержании деятельности людей некоторых профессий
- Учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги
- Поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым
- Стимулировать деятельность «по интересам», проявление творчества и изобретательности.
У каждого человека должно быть интересное дело
- Воспитывать уважение к людям разных профессий, пробуждать интерес и желание знать о содержании их деятельности
- Воспитание уважения к профессиям близких им людей
- Формировать представление о необходимости и важности труда, о том, что любая профессия украшает человека
- Знакомство с экономическими категориями: «труд», «убыток», «своевременность (сроки) работы»
- Формирование социально-нравственных качеств: трудолюбие – лень, умение планировать дела
- Рассказ педагога о разнообразии профессий, знакомство с понятием профессия
- Беседа с детьми о профессиях их родителей, бабушек, дедушек
- Знакомство детей с понятием «династия»
Сентябрь «Профессии людей»
1.Чтение стихотворения С.Михалкова «А что у вас?». Обсуждение прочитанного
2.Чтение сказки Л.Н.Толстого «Наши пряли, а ваши спали»
Игра по картинкам «Назови профессию»
Октябрь «Почему все взрослые работают»
1. Беседа
-Закрепление понятия «профессия»
-Воспитывать уважение к людям разных профессий, пробуждать интерес и желание знать о содержании их деятельности
-Воспитание уважения к профессиям близких им людей
-Расширить знания о разнообразии профессий, качестве продукции
-Развивать воображение, смекалку, сообразительность
-Знакомство с экономическими категориями: «труд», «качество», «умелость»
-Формирование социально-нравственных качеств: сообразительность, умение осознать свою вину, способность исправить ошибку
-Беседа о необходимости трудиться
-Знакомство с понятием «брак товара»
-Знакомство с профессиями, у которых результат труда не так нагляден (учитель, писатель, воспитатель, милиционер)
-Игра «Кто больше назовет профессий»
2.Чтение РНС «Царевна-лягушка». Беседа по сказке. Рисование по теме «Профессии»
-Формировать представление о значении труда как средстве зарабатывания денег, положительного отношения к тем, кто трудится
-Знакомство с экономическими категориями: «труд», «деньги»
-Воспитание социально-нравственных качеств: трудолюбие, забота о ближнем, старательность, стремление к справедливости
3.Чтение грузинской сказки «Заработанный рубль». Беседа по сказке.
4.Игровое занятие «Профессии»
- Закрепить знания детей о различных профессиях
- Расширить знания детей о новых профессиях
- Детям предлагается серия игр: «Угадай, о ком я говорю!» (педагог описывает профессию, не называя ее, а дети отгадывают название); «Подбери то, что тебе нужно для работы» (команда получает набор карточек с изображение предметов, необходимых человеку определенной профессии. Задача детей — угадать профессию).
Ноябрь
1. «Когда продукт труда превращается в товар»
-Знакомство детей с понятием «товар», с операциями купли-продажи
-Знакомство с экономическими категориями: купля-продажа, обмен, торговля, прибыль
-Воспитание уважения к результатам труда людей, бережного отношения ко всему, что дается детям для игр и забав
-Формирование понимания того, что доброе отношение к окружающим людям вызывает ответную доброту и благодарность
-Экскурсия по группе, называем находящиеся в ней вещи – товары если бы это был магазин
-Обсудить процесс изготовления товара (посуды, бумаги, книг и т.п.)
Вспоминаем пословицы и поговорки о труде и результатах труда
2. «Когда продукт труда превращается в товар» (продолжение)
-Знакомство детей с понятием «товар», с операциями купли-продажи
-Воспитание уважения к результатам труда людей, бережного отношения ко всему, что дается детям для игр и забав
-Формирование понимания того, что доброе отношение к окружающим людям вызывает ответную доброту и благодарность
-Презентация «Как пришли к нам игрушки»
3.Чтение сказки С.Т.Аксакова «Аленький цветочек», обсуждение прочитанного
4. «Ценность и украшение товара – его качество»
-Формирование понимания, что каждый товар имеет свою цену
-Формирование понимания зависимости между качеством товара и его ценой
-Знакомство с экономическими категориями: качество, цена, продажа, ярмарка
-Воспитание уважительного отношения к результатам добросовестного труда, отрицательного отношения к лени
-Рассказ педагога о том, что товары бывают разного качества (демонстрация посуды разного качества)
-Беседа с детьми о применении посуды разного качества в разных жизненных ситуациях
-Чтение стихотворения К.И.Чуковского «Федорино горе» (Почему же вся посуда сбежала от Федоры?)
Декабрь
1.В гостях у сказки
Формирование понимания зависимости между качеством товара и его ценой
Знакомство с экономическими категориями: качество, цена, продажа, ярмарка
Воспитание уважительного отношения к результатам добросовестного труда, отрицательного отношения к лени
Чтение истории 16 «Как Миша задумал ярмарку устроить» из книги Т.Поповой и др. «Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом»
Сюжетно-ролевая игра « Ярмарка»
2. «Менеджер – интересная профессия»
-Знакомство с профессией менеджера, с содержанием работы менеджера
-Воспитание интереса к данной профессии, желание узнать о ней как можно больше, уважение к людям труда
-Рассказ воспитателя о профессии «менеджер», беседа с детьми, ответы на вопросы детей
4.Игровое занятие
-Уточнить использование данных продуктов
-Подчеркнуть, что для выполнения различных работ необходимы определенные знания и умения
-Закрепить знания детей о предметах труда людей разных профессий
-Игра «Где пригодится» (соединить линиями кушанья и растения, из которых они готовятся), «Кто что производит» (соединить стрелочкой, кто что производит), «кому что нужно» (разложить карточки в соответствии с профессией человека)
Январь
1.«Сколько заработал – столько купил»
-Учить детей делать покупку с учетом заработанных денег, умению
-Соотносить свои желания и возможности в условиях игровой ситуации
развитие творчества
-Активизация усидчивости, старательности, аккуратности, желания достигать качественного результата
-Художественная деятельность: рисование, аппликация на тему «Гжель», «Жестово», «Дымковская игрушка»
2. «Купля-продажа своего товара с участием гостей» (работники детского сада)
3.Путешествие в импровизированный магазин детских товаров за покупками
- Обсуждение покупок
4.Игровое занятие
-Познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями
-Научить определять разницу между «хочу» и «надо»
-Игра «Хочу и надо» — определить к какому понятию «хочу» или «надо», — относится изображенный на картонке предмет и приклеить картинку на соответствующее панно
Февраль
Педагогические задачи:
- Развивать у детей интерес и положительное отношение к рекламе
- Дать представление о рекламе, о ее назначении
- Учить детей правильно воспринимать рекламу («Не покупай все, что рекламируется. Прежде, чем купить – подумай, нужна ли тебе эта вещь, хватит ли денег на ее приобретение»)
- Воспитывать разумные потребности.
1.«Что такое реклама» (блок из 4 занятий)
-дать знания о рекламе как средстве сообщения информации о товарах, продуктах, всего, что нужно людям для их повседневной жизни; о их месте продажи
— интерес к рекламе, рекламной деятельности
-расширить представления о рекламе как информации, содержащей привлекательное сообщение для покупателей
-экономические категории: реклама, привлекательность
-рассматривание рекламных газет, их ярких иллюстраций
-чтение детям рекламных текстов, рассказ воспитателя об особенностях содержания этих текстов (положительная оценка достоинств товара, призыв приобрести товар, адрес, где его можно купить)
-чтение отрывка из книги Э.Успенского «Бизнес крокодила Гены» о рекламе
2.
-рассматривание нового вида рекламы – рекламных буклетов, красочных
рекламных листков, заранее заготовленных воспитателем
-рассказ детей о запомнившейся рекламе, где узнали о ней
-вспоминаем, с каким видом рекламы познакомились на предыдущем занятии
3.Чтение РНС «Лиса и козел», обсуждение сказки, ответы детей на вопросы воспитателя, выделение социально-нравственных качеств – хитрость, доверчивость
4.Закрепление понятия «реклама»
-рассказ детей о видах рекламы
-подбор материала к теме из книги Э.Успенского «Бизнес крокодила Гены»
Март
1.Реклама в сказках
-Уточнить представление о назначении рекламы
-Развивать понимание зависимости между спросом на товар и его ценой
-Развивать способность критически оценивать рекламу
экономические категории: реклама, выгода
-Формировать отрицательное отношение к глупости, обману, излишней доверчивости
-Чтение истории «Как Сорока Мишин товар хвалила» из книги Т.Поповой и др. «Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом»
2.Чтение сказок братьев Гримм «Три счастливца» и Г.-Х.Андерсен «Новое платье короля». Обсуждение прочитанного, ответы детей на вопросы воспитателя.
3.«Кто делает рекламу?»
-Закрепление понятия «реклама»
-Знакомство с понятием «рекламоизготовители», с профессиями людей, изготавливающих рекламу; «рекламное агентство»
-Воспитание осознанного отношения к явлению рекламы, интереса к профессиям рекламной деятельности
-Экономические категории: реклама, покупатели, продавцы, товар
-Рассказ педагога, показ разных средств изготовления рекламы
-Чтение стихотворения С.Михалкова «Как старик корову продавал», ответы детей на вопросы о прочитанном
-Рассматривание детьми рекламных листков и буклетов
- «Распространители рекламы»
-Воспитание эстетического отношения к месту своего проживания: подъезду, дому, двору, улице, городу
-Осознание смысла соблюдения чистоты и порядка
-Беседа с детьми о том, как выглядит их подъезд, наклеена ли реклама на стенах и дверях подъезда. дать правильную оценку недопустимой деятельности рекламораспространителей
-Задание детям: принести в детский сад рекламные листки из почтового ящика. Беседа с детьми по содержанию принесенных ими рекламных листков.
Апрель
1.«Сказочный рекламный агент»
-Сформировать представление о профессии рекламного агента
-Экономические категории: реклама, рекламный агент, расчет
-Формировать положительное отношение к смекалке, расчетливости
-Чтение и беседа с детьми по сказке Ш.Перро «Кот в сапогах»
2.Работа с рекламными буклетами (детского содержания)
-Знакомство с понятием «Реклама товаров для детей»
-Формируем представление о целесообразности покупки
-Экономические категории: рекламодатель, реклама, выгода
-Беседа с детьми, рассматривание содержания рекламных листков и буклетов
-Чтение неоконченного рассказа «Пришла Маша в магазин игрушек…», придумывание конца рассказа
3.«Если бы у меня было собственное дело»
-Уточнение смысла предназначения рекламы
-Развитие творческого воображения у детей
-Беседа с детьми: Что такое «собственное дело» (хозяин, руководитель фирмы, директор предприятия)
-Пробуем придумать рекламу своего предприятия
-Здание на дом придумать рекламу вместе с родителями
4.« Играем в рекламу»
-Продолжаем знакомить детей с новым социальным явлением – реклама
-Закрепляем знания о том, что реклама бывает разной: печатная, телевизионная, уличная и т.д.
-Учить детей составлять рекламу самостоятельно, в виде рисунков, стихов и т.д.
-Чтение стихотворения Э.Успенского «Реклама»
-Рассматривание реклам, выполненных детьми с родителями. Показ и «зачитывание» своей рекламы детьми
Май
1. «Играем в рекламу» (продолжение предыдущего занятия)
-Развитие воображения, творчества детей
-Чтение стихотворения А.Беспаловой «Реклама»
-Дети придумывают рекламу, используя разные ее средства изображения (устная, в стихах, в прозе, рисуют и т.д.)
2. Игровое занятие «Прогулка по сказочному городу»
-Формировать у детей положительное отношение к доступной, красивой и понятной рекламе
-Выявить, как обогатились знания детей, выявить результат проведенной работы
-Путешествие ребят по «сказочному городу», разгадывание символики – рекламы сказочных домиков, ответы детей на вопросы педагога
Прогнозируемые результаты.
В конце I года обучения дети должны:
По блоку «труд-продукт-товар»
- овладеть первоначальными представлениями:
— о профессиях людей (традиционных, новых профессиях)
— о цене
- дифференцированными представлениями:
— об основных личностных качествах, позволяющих ценить результаты труда людей
- обобщенными представлениями:
— о труде как основном виде деятельности людей, источнике их существования
— о продуктах труда людей разных профессий
— об элементарных связях между результатом труда и его стоимостью
— о связи между понятиями «продукт» — «товар» — «качество» — «цена»
- элементарными умениями:
— проявляет бережливость, аккуратность, начала рационального поведения
— испытывает чувство неловкости, вины за поломку вещей, предметов и стремится устранить свою оплошность
Проявляет сопереживание, сочувствие, содействие в ситуациях непредвиденной поломки вещей сверстниками
— оказывает помощь взрослым в повседневных бытовых делах
- осуждать:
— аморальное поведение: обман, жадность, утаивание игрушек, лень и др.
По блоку «реклама»
- о владеть дифференцированными представлениями:
— о рекламе
— о ее предназначении
— о том, как ее воспринимать и относиться к ней
- обобщенными представлениями (понятиями):
— о потребностях человека и его возможностях
- элементарными умениями:
— чувствует и элементарно осознает границы материальных возможностей своей семьи
- проявлять интерес:
— к социо-культурным аспектам экономики
2-й год обучения
Педагогические задачи:
- Формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости
- Воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами
- Дать представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей и к ним следует относиться с уважением.
Сентябрь
1.Знакомство детей с понятием «деньги»
- знакомство с экономическими категориями: обмен, убытки, выгода, деньги, бартер
- рассказ педагога о том, как появились деньги, что такое деньги, о заменителях денег
- чтение сказки «Бобовое зернышко», понятие «обмен товарами»
2.« В гостях у сказки»
- помочь понять суть натурального обмена (бартера)
- уточнить знания об операции взаимообмена товарами
- развивать умение рассуждать о выгодных и невыгодных сделках
- формировать отрицательное отношение к обману, излишней доверчивости
- чтение РНС «Лисичка со скалочкой», «Мена»
- диалог с детьми о прочитанном
3.«Какие бывают деньги»
- дать понятие о деньгах как о средстве купли-продажи
- знакомство с экономическими категориями: деньги, монеты, купюры, достоинство денег
- воспитываем интерес к деньгам как к культурно-историческому явлению
- рассказ педагога о деньгах, как о культурно-историческом явлении и средстве купли-продажи, демонстрация внешнего вида денег, понятия «купюры», «монеты», покупательная способность денег в зависимости от их достоинства
4.«Какие бывают деньги» (продолжение)
- рассматривание с детьми изображения современных денег
- рассуждения детей о том, почему монеты разного размера, а купюры разного цвета; что означают цифры, изображенные на деньгах
- рассказ педагога о том, где изготавливаются деньги
- выполнение детьми заданий в рабочих тетрадях
Октябрь
1.Понятие «деньги»
- закрепление понятий «монеты», «купюры», «деньги»
- знакомство с новыми понятиями «дорогой», «дешевый»
- рассказ педагога
- диалог с детьми с использованием игр «Дороже-дешевле», «Оцените товар», «Сколько стоит?»
2.Игровое занятие «Денежные знаки»
- знакомство с денежными знаками в процессе игры
- продемонстрировать ребенку, что деньги служат средством обмена предметами (товарами) между людьми
- занятие проходит в виде игр по подгруппам. Игры: «Знакомство с денежными знаками», «Обмен»
3.«Деньги счет любят»
- расширить представление о деньгах, их ценности
- развивать способность разумно расходовать деньги
- экономические категории: затраты, прибыль
- чтение истории 8 «Как Миша понял, что деньги счет любят» из книги «Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом»
- беседа с детьми по сказке, ответы детей на вопросы педагога
4.«В гостях у сказки»
- расширить представление о деньгах, их ценности
- развивать способность разумно расходовать деньги
- экономические категории: деньги, расход
- воспитание экономности, бережливости
- чтение сказки Г.-Х.Андерсена «Огниво»
- беседа с детьми по сказке, ответы детей на вопросы педагога
Ноябрь
1.О том, как правильно деньгами распоряжаться
- развивать способность разумно расходовать деньги
- расширить представление о деньгах, их ценности
- экономические категории: прибыль, потребление, накопление
- воспитание экономности, бережливости
- чтение истории 9 «Как Миша учился деньги делить» из книги «Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом»
- беседа с детьми по сказке, ответы детей на вопросы педагога
- выполнение детьми практических заданий по теме.
2.«Чем лучше качество, тем дороже вещь»
- закрепление понятий «дорогой», «дешевый»
- помочь понять связь цены и качества товара
- экономические категории: цена, качество товара, сорт товара, брак
- воспитание уважения к труду людей
- демонстрация детям товаров одного вида, но разного качества, сравнение товаров, диалог с детьми
- игра «Экскурсия по группе», разговор о необходимости вещей разного сорта и разной стоимости
3.«В гостях у сказки»
- формировать понимание зависимости между качеством товара и его ценой
- развивать у детей смекалку, сообразительность
- знакомство с экономическими категориями: качество, цена, продажа, деньги
- чтение РНС «Вкусный хлеб», «По копейке блестка»
- диалог с детьми о прочитанном, ответы на вопросы
4.« Откуда у людей берутся деньги»
- формирование представления о значении труда, как средстве заработка денег
- воспитание положительного отношения к тем, кто добросовестно трудится
- воспитание трудолюбия, старательности, стремления к справедливости
- экономические категории: зарплата, профессия, труд
- рассказ педагога о том, что все взрослые работают и получают зарплату, о необходимости иметь профессию
- чтение грузинской сказки «Заработанный рубль», ответы детей на вопросы по сказке
Декабрь
1.Практическое занятие
- закрепление понятия необходимости труда как средстве зарабатывания денег
- воспитание положительного отношения к тем, кто добросовестно трудится
- воспитание трудолюбия, старательности, стремления к справедливости
- диалог с детьми о разнообразии профессий, о том, как люди зарабатывают деньги в городе, в деревне
2.«Бюджет семьи»
- знакомство дошкольников с понятием «бюджет семьи»
- знакомство с экономическими категории: бюджет, зарплата, пенсия, стипендия, детское пособие
- рассказ педагога с использованием пособий
- игра «Если бы я был(а) папой, мамой»
3.«В гостях у сказки»
- формировать представление о том, что деньги, потраченные разумно, могут стать источником дохода, прибылью
- воспитывать бережное отношение к деньгам, уважительное отношение к родителям
- чтение китайской сказки «Новогодний подарок»
- диалог с детьми о прочитанном, ответы на вопросы
4.«Что такое налоги и почему их надо платить»
- знакомство с экономическими категориями: налог
- формируем понятие истинного богатства человека
- чтение истории 13 «Почему Миша платит налоги» из книги «Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом»
- беседа с детьми по сказке, ответы детей на вопросы педагога
Январь
1.Практическое занятие по теме «Бюджет»
- закрепляем понятие «бюджет семьи» через практическую деятельность
- понимание связи между величиной бюджета и богатством семьи
- рассуждения детей, ответы на вопросы
2.«Бюджет моей семьи» (закрепление понятия)
- закрепление понятий «бюджет семьи», «богатые-бедные», «династия»
- понимание связи между величиной бюджета и богатством семьи
- воспитывать бережное отношение к деньгам, уважительное отношение к родителям
- занятие проходит в виде активного диалога между педагогом и детьми, закрепляем понятия, беседуем, отвечаем на появившиеся вопросы
3.Игра-занятие: «Бюджет семьи, доход, расход»
- закрепить составляющие семейного бюджета: пенсия, зарплата, стипендия
- углубить представления детей о доходе, его динамике
- дать представление о сущности расходов, показать их многообразие
- воспитывать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги
- уточнение имеющихся у детей знаний о том, из чего складывается бюджет семьи
- игра «Семейный бюджет»
4.«В гостях у сказки»
- формировать представление о рациональной трате денег при совершении покупок
- развивать умение рассчитывать, предвидеть выгоду
- воспитывать чувство сострадания к героям сказок, терпящим бедствия
- чтение сказки К.И.Чуковского «Муха-Цокотуха»
- диалог с детьми о прочитанном, ответы на вопросы
Февраль
1.«Меценаты. Благотворительная деятельность»
- знакомим детей с формами благотворительности
- воспитываем уважительное отношение к меценатам, спонсорам
- формируем понятие истинного богатства человека
- знакомство с экономическими категориями: богатство, благотворительность, щедрость, меценатство
- рассказ воспитателя об известных русских меценатах, о спонсорах, которые в наше время помогают бедным и нуждающимся: сиротам, талантливым, но бедным детям, детским садам и школам.
- Диалог с детьми по рассказанному, ответы на вопросы
2.«Благотворительность приносит не только добро, но и выгоду»
- знакомим детей с формами благотворительности
- воспитываем уважительное отношение к меценатам, спонсорам
- формируем понятие истинного богатства человека
- знакомство с экономическими категориями: спонсор, благотворительность
- чтение истории 15 «Праздник в Мишином магазине» из книги «Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом»
- беседа с детьми по сказке, ответы детей на вопросы педагога
- выполнение детьми практических заданий по теме.
3.Благотворительность. Практическое занятие
- воспитываем уважительное отношение к меценатам, спонсорам
- формируем понятие истинного богатства человека
1
4.«В гостях у сказки»
- формируем представление о разнообразии денежных знаков в определенной стране, понимание ценности денежных знаков в определенной стране
- знакомим с экономическими категориями: монета настоящая (фальшивая), деньги, валюта, достоинство монеты
- формирование социально-нравственного качества – стремление к справедливости
- Чтение сказки Г.-Х.Андерсена «Серебряная монетка»
- диалог с детьми о прочитанном, ответы на вопросы
Март
1.Игровое занятие
научить подбирать монеты разного достоинства, в сумме составляющих цену подарка
- дать понятие о накоплении денежных средств
- воспитывать бережное отношение к деньгам
- игра «Купи другу подарок» (выбрать подарок, определить стоимость и выбрать соответствующие монеты. Покупает тот, кто заплатит за товар соответствующую цену); игра «Копилка» (выбрать монеты разного достоинства, чтобы они в сумме составляли: для первой копилки – 5 рублей, для второй — 10).
2. Музей денег
- закрепить знания о возникновении металлических денег, о валютах разных стран (презентация)
- воспитывать интерес к истории других стран через культурное понятие «деньги»
- стимулировать активность детей
- обсуждение – что такое музей, для чего он нужен, что в нем хранится
- рассматривание детьми выставки вместе с педагогом
- беседа, активный диалог о деньгах, используемых в нашей стране и в других странах
- игра «Назови какую-нибудь валюту»
3.Игровое занятие «Покупаем подарок бабушке — сказочнице»
- закрепить знание детей о товаре и стоимости
- закрепить навыки счета и знаний цифр
- воспитывать уважение к чужому труду
- дети «едут» в гости к бабушке – сказочнице, предварительно идут в «магазин» и выбирают подарок, покупают его.
4. Занятие «Где? Что? Почем?»
- в игровой занимательной форме закрепить у детей экономические знания: деньги, товар, покупатель, продавать, стоимость, знание о магазинах и их назначении
- воспитывать у детей интерес к экономике, такие качества как экономность, рациональность
- играют две команды, отвечают на вопросы и зарабатывают деньги, затем обе команды идут в «магазин игрушек», где на заработанные деньги дети «покупают» понравившиеся игрушки
Апрель
1.Комплексное занятие «По одежке – протягивай ножки»
- Закрепление полученных знаний в различных видах деятельности
- Научить соотносить стоимость покупки с заработанными деньгами (желаемое и возможное)
- Воспитывать у детей желание качественно выполнять работу
- Закрепить понятия: покупка, распродажа, дорого, дешево
- Рассказ педагога о том, кто такие купцы, почему их так называют
- Творческая деятельность детей (рисование изделий наподобие изделий гжельских мастеров, чтобы продать их купцам)
2.Продажа «купцам» своих изделий (купцы – воспитатели, сотрудники детского сада). Детям дается установка на то, что с купцами можно торговаться, если им кажется, что цена изделия занижена. Дети получают «деньги», складывают их в свой кошелек
3.Игровое занятие
В импровизированном магазине игрушек дети покупают понравившуюся игрушку. Задача ребенка – соотнести стоимость игрушки с заработанными деньгами (желаемое и возможное)
4.Практическое занятие
Создание игровых ситуаций для решения задач морального плана: купить вскладчину игрушку для детей всей группы; купить подарок няне на день рождения
Прогнозируемые результаты.
В конце II года обучения дети должны:
- овладеть первоначальными представлениями:
— о бюджете
— о доходах
— о расходах
- дифференцированными представлениями:
— о деньгах
— о процессе их зарабатывания
- обобщенными представлениями:
— о потребностях человека и его возможностях
— о закономерности влияния материальных возможностей на благополучие семьи
- элементарными умениями:
— чувствует и элементарно осознает границы материальных возможностей своей семьи
— руководствуется общественно-значимыми мотивами расходования денег (например, накопленных в копилке), желанием доставить радость близким людям (родным, друзьям)
— обращается с вопросом к родителям, хватит ли у них денег приобрести желаемое
— спокойно воспринимает ситуации отказа от требуемой или желанной вещи (не кричит, не плачет и т.п.)
- проявлять интерес:
— к социокультурным аспектам экономики (деньги, реклама, богатые, бедные, благотворительность, щедрость и др.)
- осуждать:
— аморальное поведение: воровство, обман, жадность и др.
- Выражать:
— эмоциональную удовлетворенность благополучием (материальным) своей семьи.
Комментарий читателей статьи "Программа экономика"